Индивидуальные интерьеры благодаря живописи по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке: фото варианты

Посещая древние храмы, дворцы эпохи Возрождения и средневековые замки, каждый человек замирает от восторженных эмоций, рождаемых фресками, наскальными иконами и мягкими настенными силуэтами. Прелесть современности в том, что сегодня любой поклонник эстетики и ценитель истинного искусства прошлого способен воссоздать любимые образы у себя дома.

Красивая отделка стен

Роспись по штукатурке возможна в двух вариантах:

  • живопись по сырой штукатурке,
  • нанесение красок на сухую поверхность.

Оба метода доступны как любителям творчества hand-made, так и истинным мастерам своего дела. Однако живопись красками по сырой штукатурке является искусством, доступным не каждому, и требует точного следования науке, иначе результат может порушить все надежды на прекрасное. Выбирая мастера или планируя самостоятельно исполнить роспись по штукатурке, следует учитывать специфику. В случае с вариантом живописи по сырой штукатурке ограничения строго продиктованы временем высыхания материала. Второго шанса не будет, и важно быть уверенным в уровне мастерства исполнителя во избежание необходимости замены целого фрагмента стены.

Фото красочно показывают, как изящно расписанная штукатурка преображает пространство, придавая индивидуальность различным интерьерам. Стоит отметить, что данный вид внутреннего декора удачно вписывается в любой стиль: насыщает жизнью классику и расставляет интересные акценты в союзе с минимализмом. Как называется еще живопись по сырой штукатурке – это фреска.

Выбор метода росписи следует сделать заранее. Рассмотрим живопись по сухой штукатурке, дающую больше возможностей во время исполнения.

Выбор материала

Грамотно выбранный материал всегда является залогом качественного воплощения творческой задумки в жизнь.

  1. Настенную живопись лучше всего исполнять при помощи красок на минеральной основе: восковых, известковых или масляных.
  2. В современном ассортименте также представлены удачные аналоги на базе масляной эмульсии или ПВА, отличающиеся своей стойкостью и быстротой высыхания. Данные материалы также способствуют образованию со временем надежного слоя, защищающего поверхность от солнечного воздействия и повреждений от влаги.
  3. Для удобства мастеров на рынке появились специальные покрывающие материалы, которые дают эффект перламутра или свечения в темноте, имитируют паутину или создают «искусственные трещины».
  4. Живопись рекомендуется закрепить на поверхности защитным воском или лаком, которые способствуют качественному завершению образа и помогают дольше сохранить искусство в домашних условиях.

Секреты успешного исполнения

Выбрав поверхность для росписи, следует создать эскиз, определив масштаб композиции. Далее – разбить финальный рисунок на квадраты и отобразить на бумаге, с которой изображение будет в дальнейшем переноситься на стену. Этот принцип называется «большого слона надо разделывать».

Поверхность необходимо предварительно подготовить и достичь гладкого эффекта будущего полотна для живописи:

  • выровнять стены;
  • убрать остатки от побелки;
  • избавиться от шероховатостей и затереть неровности.

Главным помощником станет грунтование. В зависимости от выбранной краски можно использовать разные составы: известковый тест или на базе казеинового клея, например.

Следует качественно загрунтовать поверхность, для чего лучше использовать технику в три этапа с просушиванием стены после каждого слоя.

Следующий этап – разметка стены на квадраты. Подручные средства:

  • уголь, малярный скотч, тонкая нить или бечевка;
  • линейка.

Масштаб переносимой картины определяет количество квадратов и их размер. В случае изображения с большим количеством маленьких деталей рисунка рекомендуется потратить нужно количество времени для разметки.

Наносим изображение

Поверхность готова для воплощения живописи. Первым делом надо обозначить основные контуры и силуэты рисунка. Сделать это можно углем или сепией.

Важно соблюдать пропорции и выдержать гармонию, пользуясь правилом «семь раз отмерь, один отрежь». Не торопясь, лучше постоянно сравнивать и проверять результат переноса рисунка с эскиза на поверхность стены.

После нанесения контура начинается самый захватывающий процесс – роспись красками. Художники чаще всего используют мягкие кисти, что помогает избежать повреждения слоя штукатурки. Важно не затронуть известковое покрытие и избежать варианта смешения его с краской. В противном случае возникает угроза появления белого налета после высыхания. Краску следует наносить тонким слоем, который сможет впитаться в штукатурку и сохраниться на длительное время без риска осыпаться или растрескаться.

Последний слой – покрытие лаком или воском. Роспись готова.

Таким образом, для поклонников оригинальных решений и нестандартного мышления появляется возможность сделать свое пространство уникальным и неповторимым.

Индивидуальные интерьеры благодаря живописи по сухой штукатурке

Это сейчас существует огромное количество отделочных материалов, которые способны украсить интерьер жилья и сделать его индивидуальным и эстетически приятным. А раньше большую популярность имела живопись по сухой штукатурке. Она активно использовалась в интерьерах жилых помещений и наоборот общественных местах. Прошло много лет, но ничего не изменилось – живопись на стенах все так же востребована и используется в частных и загородных домах, в кафе и ресторанах, офисных помещениях и развлекательных комплексах. Я всегда поражался возможностью так красиво украсить стены своими руками и хотя такой интерьер может стать в копеечку – это того стоит.

Живопись по сухой штукатурке

Основные преимущества и отличия настенной живописи

Декорирование стен в квартире

Перепробовав множество различных материалов для оформления помещений, я обратил внимание на применение живописи. Это настолько оригинальное и неповторимое решение, что иногда бывает очень трудно от него отказаться. Живопись по сухой штукатурке позволяет не только сделать внешний вид комнаты оригинальным, но и изобразить на стене любую картину.

Несмотря на давность такого способа отделки, стенная живопись стала популярной около 10-15 лет назад. Все больше людей стало интересоваться вопросами дизайна и благодаря этому появилось большое количество умелых мастеров, готовых в любой момент помочь в отделке стен с помощью живописи.

На самом деле я заинтересовался таким оформлением после того, как встретил в одном кроссворде вопрос, связанный именно с живописью по сухой штукатурке, ответ, на который состоял из 5 букв. И каково было мое удивление, когда оказалось, что клеточек, для букв то не достаточно. Начав искать ответ, я понял, что в разных изданиях было разное количество букв для ответа, и каждый из них был и оставался правильным. Дело в том, что в переводе с итальянского «asecco» — живопись на стене, которая выполняется по сухой штукатурке. И уже произнося это на русском, встречаются слова с разным количеством букв: асекко, альсекко, секко – и каждое из них характеризует именно живопись по сухой штукатурке. Так что не стоит пугаться, если, разгадывая очередной кроссворд, вы увидите определенно неподходящее количество клеточек для букв.

Нельзя путать такой вид оформления с фреской. Ведь отличие между ними заключается именно в технике нанесения рисунка на стены. Фреска – это живопись по сырой штукатурке. Она отличается не только техникой, но и сложностью выполнения – если по сухой штукатурке рисовать можно с перерывами, то фреску нужно наносить за один раз и до высыхания поверхности. Получается, что для изображения большого рисунка может понадобиться не один и даже не два художника, а это исключает возможность выполнения такой живописи своими руками. Значит, живопись по сухой поверхности это более удобный и практичный способ сделать свой интерьер индивидуальным и запоминающимся.

Популярен способ благодаря таким достоинствам:

  • Экологичные краски – всем известно, что в основе красящих веществ присутствует вода, растительный клеящий состав и яичный желток. Так же для укрепления состава может использоваться известь. Все компоненты являются совершенно безвредными для человека
  • Долговечные картины – такая композиция, сохраняет свои цвета и насыщенность, долгие годы. А все благодаря хорошей адгезии и защитному слою
  • В отличие от фресок, такую живопись можно наносить тщательно и размеренно, делая перерывы и уделяя особое внимание деталям
  • Устойчивость завершенного декора – после окончания работ живопись не боится негативного атмосферного влияния. Именно поэтому появляется возможность украшать стены не только внутри дома, но и снаружи.

Альсекко в доме

Интересно! С помощью живописи по сухой штукатурке можно исполнять различные задумки и рисовать картины любых стилей. Из-за этого способ стал, востребован для интерьеров общественных мест.

Возможные недостатки при оформлении стен таким способом

Роспись стен в квартире

Хотя процесс нанесения на сухую поверхность намного проще, чем на сырую, он все-таки остается трудным и почти невозможным для человека без художественных способностей. Поэтому перед окончательным выбором нужно знать и о минусах такой живописи:

  1. Технология нанесения довольно сложная, поэтому без определенных навыков нанесение будет очень трудным
  2. Высокая стоимость на предоставление услуг профессиональных художников
  3. Длительность выполнения работ зависит от масштабов исполняемого рисунка. В некоторых случаях процесс может длиться от нескольких дней, до нескольких месяцев

Живопись на стенах по сухой штукатурке

Важно! Если украшением стены будет являться живопись по сырой штукатурке водяными красками, а выполняться она будет вами, а не профессионалом, то будьте готовы к тому, что для нанесения рисунка у вас будет всего лишь около 10 минут.

Альсекко — настенная живопись по сухой штукатурке называется

Неважно кто будет производить работы – вы или мастер, поверхность для рисунка подготавливается именно вами. Необходимо добиться максимально ровной плоскости, после чего обработать грунтовочным слоем. Перед тем, как выбрать такой способ оформления интерьера нужно быть готовым к большим затратам и возможно длительному процессу нанесения картин.

Стенная живопись по штукатурке

Нанесение живописи на стены практиковалось еще в древние времена. Об этом можно судить по сохранившимся старым зданиям. Особенно часто художники расписывали стены в храмах, дворцах и других величественных зданиях. На время этот метод декора был забыт, но сейчас вновь возрождается.

Стенная живопись – это возможность сделать интерьер или экстерьер уникальным, непревзойденным. Нарисовать дважды одинаково рисунок просто невозможно. К тому же краски на разных основаниях могут выглядеть темнее или светлее. Ныне стенная живопись используется для украшения не только храмов и церквей, но и общественных зданий, жилых помещений. Часто наносят ее на фасады домов и кирпичные капитальные стены. Нанесенное изображение может радовать десятилетиями, а то и столетиями, если краски приготовлены с соблюдением технологии, а поверхность правильно подготовлена. Важным преимуществом фресок является то, что они не боятся перепада температур или других факторов воздействия, поэтому продолжительное время сохраняют привлекательность и непревзойденность.

Читайте также:  Минеральная штукатурка с мраморной крошкой, достойный материал для отделки стен

Современные мастера используют две техники нанесения живописи – по сухой и мокрой штукатурке. Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки, особенности, которые обязательно нужно учитывать. Если принято решение украсить стену живописью, вы не ограничены в выборе. Можно подобрать рисунок на любую тематику вне зависимости от цветовой гаммы и общего стиля помещения. Изображение на штукатурке сделает комнату элегантной и изысканной, придаст нотку уникальности выбранному стилю.

Живопись по сухой штукатурке

Техника нанесения росписи на сухую штукатурку называется альсекко. Появилась она значительно позже фресок, хотя ныне пользуется большой популярностью. Использовать эту технику могут только художники, так как изображение рисуется на стене, а не наносится при помощи трафаретов.

Благодаря отличной устойчивости к влаге, низким и высоким температурам, различным атмосферным осадкам, росписи по этой технике часто делают на фасадах зданий. Изображение длительное время сохраняет насыщенность красок. Такие рисунки на стенах всегда выглядят превосходно и роскошно.

В чем особенности и преимущества техники?

Главная особенность техники нанесения изображения на сухую штукатурку заключается в отсутствии спешки. Художнику не нужно торопиться, а поэтому он может реализовать весь свой творческий потенциал. Работать над декором может один мастер или группа людей.

Живопись по сухой штукатурке зародилась еще несколько столетий назад в Европе, но и сейчас остается востребованной.

Вот ее основные преимущества:

  • Для настенной картины используются краски на основе извести и воды. В них нет вредных компонентов, поэтому они могут применяться для наружной или внутренней отделки. Расписывать ими стены можно даже в спальной или детской.
  • Краски отличаются долговечностью. Со временем они не тускнеют и не осыпаются.
  • Такие картины не боятся резких перепадов температур или других неблагоприятных факторов.
  • Техника по сухой штукатурке позволяет тщательно прописать все детали изображения.

Не лишена техника и недостатков. Главный минус заключается в том, что нанести изображение на штукатурку может только опытный художник. У него должно быть вдохновение, чтобы настенная живопись стала настоящим произведением искусства.

Наносить рисунок на сухой штукатурке имеет смысл в помещениях, в которых длительное время не меняется дизайн. Это может быть кабинет или библиотека. Иначе будет обидно через 2-3 года убирать картину из-за того, что она не вписывается в новый интерьер.

Будьте готовы к тому, что работы займут продолжительное время. Заранее обсудите с мастером сроки выполнения, чтобы потом не было недоразумений.

Если хотите нанять художника для росписи стены по сухой штукатурке, подготовить поверхность можете самостоятельно. Необходимо выполнить следующие действия:

  • Очистите поверхность от старой отделки.
  • Тщательно заделайте трещины и другие дефекты.
  • Поверхность прогрунтуйте.
  • Нанесите штукатурку ровным слоем. Поверхность должна быть идеально гладкая.
  • Когда смесь высохнет, нанесите еще раз грунтовку.

Когда грунтовка высохнет, можно приступать к основным работам.

Живопись по сырой штукатурке

Если применяется эта техника живописи, штукатурка готовится особым способом. В нее обязательно добавляется кирпичная крошка. Она удерживает влагу и не позволяет раствору быстро высыхать. Обязательно добавляют в раствор и известь, но предварительно ее нужно погасить в воде. Чтобы предупредить растрескивание, в смесь добавляют льняные нити.

Краска наносится на стену, пока не высохла штукатурка. Поверхность регулярно увлажняется. Красящие смеси наносятся в несколько слоев. Сначала светлые оттенки, затем – темные. Поскольку у мастера мало времени на выполнение работы, предварительно подготавливаются трафареты. Хотя техника требует от мастера точности мазка. Скорость работы напрямую зависит от основы. К примеру, кирпичная стена хорошо впитывает влагу, поэтому штукатурка сохнет быстро, а вот смесь на бетонном основании долго остается влажной.

При выборе цветовой гаммы следует учесть, что краски на основе извести при высыхании светлеют. Фон обычно высветляют известью, хотя могут применяться и другие решения.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий». На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене. Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Немного истории

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

Читайте также:  Чем и как штукатурить газобетон внутри дома: рассматриваем вариант штукатурки для различных поверхностей

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

  • киноварь;
  • оксид хрома;
  • охра;
  • ультрамарин;
  • сажа;
  • мумия;
  • перекись марганца;
  • железный сурик;
  • умбра;
  • лимонный;
  • бордо;
  • сиена;
  • оранжевый;
  • алый.

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

Живопись по сырой и сухой штукатурке

Раньше живопись по штукатурке была уделом храмов и церквей. Однако одно время о таком виде творчества забыли. Теперь же этот способ декорирования стен и потолков стал более доступным и популярным в обычных квартирах и домах.

Многие люди равнодушно относятся к живописи по штукатурке, ошибочно считая ее неуместной в современном интерьере. Следует заметить, что результат такой творческой работы во многом зависит от грамотности и мастерства специалиста. Ведь если неправильно нанести материал на стены, спустя какое-то время красивый рисунок может превратиться в нечто непонятное и непривлекательное.

Секреты живописи по сухой штукатурке

Если вы решили приняться за работу самостоятельно, необходимо ознакомиться с основными нюансами такого типа штукатурки. Хотя, конечно, лучше это доверить опытному мастеру. Для начала нужно подготовить поверхность, на которую будет наноситься живопись по сухой штукатурке. Основа должна иметь искусственно созданные неровности – русты, пазы и выбоины.

Следующий этап – нанесение на стену увлажненного материала, в состав которого должны входить крупный песок или измельченные черепки. Желательно в смесь добавить еще мелкие куски кирпича и изрубленную солому. Готовый раствор для штукатурки шириной в два сантиметра накладывается на поверхность. Стремиться к равномерности слоя не стоит, ведь в результате стена должна быть шероховатой и неровной.

Общее количество слоев – семь. Каждый последующий из них наносится тогда, когда высохнет предыдущий. В этой работе есть один момент – ширина слоя штукатурки с каждым нанесением становится тоньше, вплоть до 3-5 мм. Последний подход не требует включения в смесь частиц камня, кирпича или соломы.

Живопись по штукатурке – творческий процесс

В те времена, когда храмы украшались живописной штукатуркой, от мастера требовалось довольно быстрое выполнение работы. Хотя всем понятно, что творчество не любит спешки. Процесс создания декоративной стены с помощью такого способа должен протекать медленно и вдумчиво. В современное время художник имеет достаточно времени, чтобы воплотить в жизнь полет фантазии.

Для выполнения живописи по штукатурке необходимо сначала создать рисунок на бумаге. Изображение разрезается на отдельные фрагменты. Затем с помощью специальных инструментов обводится, оставляя контур рисунка на стенах или потолке. Перенести контуры изображения на рабочую поверхность можно, используя такую технику, как припорашивание. Если необходима основа белого цвета, стену предварительно обрабатывают грунтовкой и наносят на нее известковый раствор.

После нанесения контуров изображения на поверхность, начинается творческая работа. Рисовать нужно плавными движениями с помощью мягких кистей. При выполнении работы, следует быть предельно внимательными и аккуратными. Не стоит забывать, что «холст» — всего лишь штукатурка, толщиной в несколько миллиметров.

Виды живописи по штукатурке

Существуют два варианта такого рода живописи – роспись по сырой и по сухой штукатурке. Техника живописи по сырой штукатурке имеет свои особенности. Работа начинается с нанесения светлых тонов, предусмотренных изображением. Затем следуют средние оттенки, а в самом конце – темные. После этого художник работает в обратном порядке. Такие меры необходимы для того, чтобы краски успели впитаться в штукатурку. Но при этом, чтобы было время для корректировки рисунка. Поскольку исправлять его по сухой поверхности сложно.

Пока выполнялась часть росписи, остальные участки грунта могли подсохнуть. В этом случае их аккуратно срезают, а новый слой накладывают так, чтобы не было заметно шва. Роспись по штукатурке – это мастерство, требующее не только умения. Талант – вот одна из составляющих успешного результата.

В живописи по сухой штукатурке есть свои хитрости. Этот вид работы предусматривает нанесение чистового слоя сразу на всю стену. Правда, те участки, которые планируется расписывать, необходимо увлажнять. Раствор для живописи такого вида представляет собой известковое тесто с раствором казеинового клея. Жидкая смесь трижды наносится на поверхность. Каждый новый слой накладывается только тогда, когда в полной мере высохнет предыдущий. Для живописи по сухой штукатурке применяются масляные, клеевые краски и темпера.

Живопись по сырой штукатурке

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах. Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства. В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых. Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.
Читайте также:  Создаем новый интерьер своими руками с помощью фактурной штукатурки, мастер класс

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Алгоритм выполнения

Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.

    Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Нанесение рисунка — самый творческий процесс

Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Удаление старого слоя штукатурки

Наименование операцииОсобенности и порядок выполнения
Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже.

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания.

Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия.

Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести.

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

    Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Основой штукатурки служит гашеная известь

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

Кирпичная крошка удерживает влагу

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Цены на популярные виды штукатурки

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Цена на строительный миксер

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Цены на различные виды акриловой фасадной краски

Видео — Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии. Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа. На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

Добавить комментарий